Как работала скорая медицинская помощь в блокадном Ленинграде?
10 April 2025

Меньше месяца остаётся до великой и памятной каждому гражданину России даты – 80-летия великой Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии праздника мы начинаем публикацию серии материалов, в которых расскажем о работе медицинских работников Ленинграда в страшные годы блокады. Мы расскажем о подвиге врачей, которые ценой своей жизни спасали голодных и умирающих жителей города, а также раненых бойцов с Ленинградского и Волховского фронтов, о тех, кто, забыв о своём здоровье, был донором крови для солдат и офицеров Красной Армии.
К началу Великой Отечественной войны Скорая помощь Ленинграда располагала 7-ю районными станциями со штатом в 126 врачей и 512 человек среднего медицинского персонала и Центральной станцией, принимавшей вызовы по телефону 03. В ежедневный наряд выпускалось для работы 63 бригады.
К началу сентября 1941 г. в связи с приближением военных действий и возможностью воздушных бомбардировок Ленинграда число районных станций увеличилось до 9, дежурных бригад - до 72.
Из-за приближения линии огня в сентябре 1941 г. была закрыта станция № 7, располагавшаяся на Средней Рогатке, которая была под огнём с Пулковских высот. То есть к началу осени действующих станций в городе было 8. А 14 ноября 1941 г. прямым попаданием сброшенной бомбы была уничтожена станция № 8 на пр. 25 Октября, 90-92 (ныне – Невский пр., 92, во дворе), так что с этой даты число районных станций скорой помощи сократилось до 7. В тот трагический день на Станции № 8 погибли 20 и были ранены 18 сотрудников.
Первый артиллерийский обстрел города случился 4 сентября 1941 года. Первая авиабомба была сброшена на город 6 сентября. С 8 сентября начались ожесточенные систематические воздушные бомбардировки города и артиллерийские обстрелы. Обстрелы следовали один за другим. За 3 месяца с сентября 1941 года было отмечено 2 852 очага поражения. Суточное количество очагов колебалось от 1 до 170, а количество пострадавших исчислялось от 1 до 2 000 человек. За 3 осенних месяца Скорой помощью была оказана медицинская помощь 17,5 тысячам пострадавших от воздушных бомбардировок и артиллерийских обстрелов.
Усложняло работу то, что уже в первые дни войны примерно пятая часть медработников Скорой была призвана по мобилизации. Оставшемуся персоналу приходилось дежурить по 20-25 суток в месяц.
В период блокады курсы подготовки медбратьев сократили до 3 месяцев (чтобы пополнить штат сотрудников), а сами медбратья (по официальному именованию специальности) были женщинами, т.е. по факту – медсестрами.
Сентябрь-декабрь 1941 года - период наиболее напряженной боевой работы Ленинградской Скорой помощи. Недоедание, постоянные налеты вражеских самолетов и артиллерийские обстрелы, тяжелая работа по разбору завалов. Главный врач Скорой помощи Ленинграда Меер Абрамович Мессель писал: «Нередко имели место случаи, когда после ликвидации очага поражения врачи, медицинские сестры и медицинские братья скорой помощи возвращались на станцию настолько обессиленными, что некоторых из них приходилось вносить в помещение станции на руках».
Жестокие морозы, ударившие в декабре 1941 года, еще больше усугубили тяжелую работу медицинского персонала. В этот период некоторые медбратья и медсестры после напряженной работы по прибытии на станцию внезапно умирали, что объяснялось развившейся к этому времени алиментарной дистрофией, при которой большая физическая нагрузка была уже не под силу резко ослабленному организму.
В январе 1942 г., согласно решению Ленгорисполкома, Скорой помощи была поручена дополнительная работа по медико-санитарному обслуживанию населения, эвакуируемого по Дороге жизни. Прежде всего, был организован медпункт на Финляндском вокзале, который служил фильтром, не пропускающим далее контингент, неспособный перенести долгой непростой дороги. Больных госпитализировали в больницы. Также медпункт следил за санитарной обработкой железнодорожных составов. К лету аналогичный медпункт был организован на Московском вокзале.
Эшелоны с эвакуируемыми людьми сопровождались специально выделенным медперсоналом до Борисовой Гривы, где Управление Скорой помощи организовало санчасть со стационаром на 25 коек и медпунктом.
Часть персонала сопровождала больных далее, через озеро. Были организованы медпункты в Ваганово и Жихарево, Кобоне и Лаврово, где работали командированные сотрудники Скорой помощи, поликлиник и больниц Ленинграда, а также сандружинницы. В названных поселках были созданы также госпитали на 25 коек каждый. Руководили медицинскими объектами для гражданского населения на «Дороге жизни» врачи Скорой.
Кроме оказания медицинской помощи сотрудникам медпунктов приходилось организовать и лично возглавить специальные бригады по уборке и захоронению трупов, снятых с эшелонов, и лиц, скончавшихся в самих медицинских пунктах. Смертность среди эвакуируемых была большая. С января по апрель 1942 г. средствами эвакопункта Кобоны и милиции было зарегистрировано 2200 захоронений трупов.
Через санчасти деревень Кобона и Лаврово с 28 мая по 1 декабря 1942 года прошло более 438 тысяч эвакуированных, медицинская помощь потребовалась 23,3 тысяч человек, из них скончались более 350.
В трагическое время войны и блокады сотрудники Ленинградской Скорой помощи в полной мере отдавали все свои силы, способности и свои жизни делу спасения людей от последствий бомбежек, обстрелов, пожаров, голода и болезней. За 1941-1943 гг. погибли под бомбардировками, артобстрелами и от голода более 110 сотрудников учреждения.