На главную

Адрес: 191023, Санкт-Петербург,
Малая Садовая ул., д. 1

Единая информационно-справочная служба: (812) 63-555-64

Контакты

Preferential drugstores Referrals to the committee Recording to the doctor Help phones

News All news

Актуальное интервью: Как люди и технологии меняют участковую медицину

10 December 2025



Актуальное интервью: Как люди и технологии меняют участковую медицину image

Татьяна Олеговна, как в целом изменилась работа участкового терапевта за последнее десятилетие? Что сегодня представляется самым сложным и самым вдохновляющим лично для Вас?

Изменений много, и они ощутимы. Скажу так, что реальность врача полностью изменил цифровой уклад. Когда я пришла в профессию, электронные мед карты только начинали внедрять, и появились первые намерения автоматизировать процессы ввода данных о пациентах. Всё это казалось фантастикой. А сегодня мы имеем дело с полнофункциональными информационными системами, которые содержат всю информацию о пациентах, включая результаты исследований, выписки из стационаров и прочие данные. Время на поиск и обработку информации сокращено, риск потери медицинских документов минимален. Врач больше времени может тратить на приём и пациента.           

И это не предел. Достижения отрасли и дальше будут приближать медпомощь к пациенту, влиять на компетенции терапевта и врача общей практики. Нужно будет постоянно обновлять знания, навыки в области информационных технологий, адаптироваться к новым программным продуктам и изменениям в законодательстве. Но это стоит воспринимать не как сложность или препятствие, а как вызов, новую планку для роста, благодаря чему работа может оставаться источником вдохновения.

Простите за извечный вопрос, - не боитесь, что ИИ заберёт часть функционала врача, и поводов для вдохновения станет меньше…

ИИ – не более, чем ассистент врача. Мы работаем в довольно консервативной сфере, где искусственному интеллекту отведено своё место. Мы просто не можем позволить себе неосмысленно подходить к его использованию. Врач или управленец способен всегда критически оценить результаты участия ИИ. Хотя в будущем можно ожидать, что ИИ будет играть более значимую роль в поддержке врачей всех специальностей, не только терапевта. Прежде всего, в качестве аналитического инструмента для выявления факторов риска, прогнозирования заболеваний, формирования комплексных дашбордов для работы и др.

Врач + медицинская сестра на участке – меняется ли что-то в этом тандеме сегодня?

В последние годы действительно произошло перераспределение полномочий и расширение функционала среднего медицинского персонала. Сегодня медицинская сестра - не просто помощник врача, а полноценный и самостоятельный член команды, который берет на себя часть обязанностей по наблюдению за пациентами. Совместно с врачом проводит профосмотры, вакцинацию, ведёт амбулаторную документацию, посещает маломобильных пациентов на дому для динамического наблюдения и т.д. Поэтому роль у медицинской сестры на участке действительно ведущая наряду с врачом.

Наставничество, которое, как институт, активно используется в медицине в качестве формата адаптации молодых медиков в профессии, на Ваш взгляд, - действительно рабочий инструмент?

В медицине нельзя окончить университет и сразу стать хорошим специалистом. Нужен опыт, насмотренность, важно научиться все делать своими руками, и вот здесь очень важны советы старших коллег. Они направляют, акцентируя внимание на мелких, но в то же время важных деталях. Могу сказать, что наставничество было, есть и является сегодня абсолютно рабочим инструментом. Начиная с обучения в медицинском университете каждый студент-медик имеет наставника в лице преподавателей различных дисциплин. Посудите сами, когда студент пишет историю болезни впервые, то ему предоставляется структура документа, по мере написания он постоянно консультируется с преподавателем - что это, если не наставничество!? Самое главное, на мой взгляд, то, что наставником должен быть человек неравнодушный, искренне любящий свое дело и людей, у которого большой практический опыт, - молодые специалисты всегда чувствуют это очень тонко.

Как Вы думаете, может ли наставник разглядеть талантливого и способного молодого специалиста – студента или ординатора?

Несомненно! У молодого врача будут «гореть глаза», он будет «жадным до пациентов». Но бывает и наоборот - сначала работа идёт без энтузиазма, а спустя время, когда коллега начинает видеть плоды своих трудов – например, выздоровевших пациентов, которым помогло прописанное вовремя лечение, то сил, энергии и желания для работы становится гораздо больше.

Как Вам в карьере помогает проект «Кадровая платформа» и что является самым ценным для Вас?

Я являюсь участником «Кадровой платформы» с 2021 года, то есть с самого первого старта набора. Могу сказать, что это площадка, которая предоставляет управленцу широкий спектр инструментов и ресурсов. Огромные возможности установить профессиональные контакты, и работать в тесной связке с коллегами из различных отраслей и регионов. Это настолько многочисленное сообщество, в котором объединены и уникальная экспертиза, и практики, которые уже работают и успешно решают отдельные управленческие задачи в других регионах страны.  

Мы уже затрагивали тему наставничества – так вот, наставники нужны не только молодым специалистам. Зрелым управленцам тоже необходимы ориентиры. Часто ими становятся коллеги по «Кадровой платформе». Отдельно хочу отметить пользу образовательных мероприятий, которые проводят эксперты ЦНИИОИЗ и демонстрируют высокий уровень креативности и компетентности. А самым ценным являются очные встречи, одна из которых прошла весной этого года в Санкт-Петербурге.  Я всегда с удовольствием в них участвую и беру себе в копилку новые «фишки».

Татьяна Олеговна, несмотря на важность и ключевую роль первичного звена в системе здравоохранения, молодые специалисты не стремятся идти туда работать. Как Вы думаете, почему?

Соглашусь. Молодые врачи всё реже идут работать в эту сферу, хотя первичное звено - важнейшее для людей и приоритетное для государства. Опыт, который молодой специалист может получить, работая в поликлинике, интересен и бесценен – здесь мы впервые знакомимся с пациентом, понимаем, как устроена терапевтическая служба, учимся работать с медицинской документацией и МИС. Не привлекательным сегмент первички делает большая нагрузка и недостаточное признание важности работы в поликлиниках. Вероятно, престиж участковой службы не придёт пока не сформируется система, где участковый врач будет востребованным, уважаемым и хорошо оплачиваемым экспертом.

Как Вы считаете, требуют ли пересмотра принципы работы современной амбулаторной помощи? Какие форматы могли бы быть востребованными в этом сегменте?

Амбулаторная помощь предполагает большой поток пациентов, поэтому время здесь должно быть использовано максимально эффективно. Сегодня в нашей стране известны практики, когда штат среднего и младшего медицинского персонала помогает врачу, позволяя эффективно распределить потоки пациентов.

Когда я училась в медицинском университете мы писали от руки, никто и подумать не мог, что мы будем вести истории болезни и амбулаторные медицинские карты пациентов в электронном виде, а цифровизация в здравоохранении будет настолько мощной. Уже тогда мы, студенты, задумывались о том, что у врача-терапевта будет в руках ультразвуковой аппарат, манипуляционная в соседнем кабинете и штат среднего медперсонала. Представляли, что такой специалист будет как бог Шива, у которого много рук.

Наверное, такие форматы и были бы востребованными, когда у врача под рукой будут все необходимые инструменты, диагностическая инфраструктура, манипуляционные, в которых помощь будет оказываться быстро и эффективно.

Какие ошибки в отношении собственного здоровья сегодня допускают пациенты?

Есть тенденция к пренебрежению пациентами правилами здорового питания и снижению уровня физической активности. Эпидемия ковида тоже оказала большое влияние на пищевые привычки людей. Ограничение социальных контактов и длительное пребывание дома привели к увеличению потребления фастфуда, быстрого питания, сладких газированных напитков, снижению физической активности. Это привело к формированию новых паттернов питания, росту числа людей с избыточным весом.

В этом смысле хочу подчеркнуть роль поликлиники, как ключевого звена в просветительской работе. Потому что врачи на участках действительно разговаривают с пациентами на эту тему, объясняют насколько важно сбалансировано и разнообразно питаться.

Есть ли возросший интерес к профилактическим осмотрам и к ЗОЖ среди Ваших пациентов?

Очень легко в этом вопросе работать с молодежью, они внимательно относятся к своему здоровью, стараются приобщаться к спорту, посещают спортивные клубы. Очень модно у них принимать участие в забегах, велопробегах. Пациенты пожилого возраста не отстают – занимаются скандинавской ходьбой, которая не требует специальной подготовки.  Анализируя анкеты пациентов, можно также сделать вывод, что случаев употребления алкоголя и курения становится гораздо меньше. А на профилактические осмотры и диспансеризацию приходят значительно больше людей, чем ещё несколько лет назад.

Терапевты в поликлиниках проактивно работают и с участниками СВО и членами их семей. С каким запросом чаще всего они к Вам приходят?

Основой запрос - обследоваться, сдать анализы, флюорографию и пр. Обращаются родственники участников СВО, мамы приводят детей. Очередей никаких нет. Специально для участников и ветеранов СВО на инфоматах сделали отдельную кнопку - такого пациента всегда вызовут первым, и регистратор уже знает в какой кабинет его направить. У нас разработаны специальные скрипты общения с участниками и ветеранами СВО, с родственниками погибших. Наши психологи разработали речевые модули на основе рекомендаций. Направления на госпитализацию выдаем всегда по показаниям, и у всех они разные. Реабилитацию проводим у себя же, в поликлинике: массаж, занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, проводит консультации медицинский психолог.

Работа с жалобами и обращениями пациентов – важнейшее направление, влияющее на репутацию не только конкретного учреждения, но и всей отрасли. У Вас есть достаточно яркое достижение в биографии – сокращение в 5 раз количества обращений. Как удалось добиться такого результата?

Это мой самый первый, интересный и очень успешный опыт. Во время пандемии ковида пришли молодые, энергичные, амбиционные руководители. Меня только-только назначили на должность заведующей терапевтического отделения поликлиники, обновился врачебный состав. Пришлось полностью перестраиваться, меняться, работать по-новому. Количество обращений пациентов тогда зашкаливало. Мы начали индивидуальную работу с каждым врачом, разбирали и тет-а-тет, и всем отделением - почему пациент написал обращение. Выявили ряд недоработок - не было информации в поликлинике, не сказал врач на приеме/не доработала регистратура и т.д. Не было единого шаблона, по которому бы могли следовать. У всех врачей разные ситуации. Например, кто-то хорошо работает в поликлинике на приеме, а кому-то нравится ходить на домашние вызовы, кто-то принимает быстро. Исходя из этого мы уже перестраивали работу, по мере чего росла удовлетворенность медицинской помощью, а количество обращений ожидаемо снижалось.